Для манипуляций с небольшими по весу грузами в помещениях или на открытых площадках разработаны мобильные легкие конструкции козловых ручных или электрических кранов. Они используются для таких целей:
- Погрузка и выгрузка различных товаров и грузов;
- Для ремонта промышленной или сельскохозяйственной техники;
- Строительство в полевых условиях;
- Производство железобетонных изделий;
- Складские операции, и во многих других случаях, когда нужно поднять и переместить сравнительно небольшие грузы.
Распространенная конструкция легкого козлового крана
Легким передвижным козловым краном принято считать разборную конструкцию, предназначенную для безопасных операций с грузом до 5 тн.
Основы конструкции легкого козлового крана составляют:
- Две вертикальные опоры, укрепленные раскосами;
- Мост (несущая балка) по которому передвигается или укреплена грузоподъемная таль;
- Колеса;
- Механизм подъема груза;
- Устройство для передвижения крана.
Подъемные механизмы легких кранов
В качестве подъемного механизма мобильный легкий козловой кран может быть укомплектован:
- Ручной талью;
- Электрической талью;
- Лебедкой с ручным приводом;
- Электрическим мотором с редуктором.
Ручная таль устанавливается, когда вес поднимаемого и перемещаемого груза не превышает 300 килограммов. Когда используется цепная механическая таль, грузоподъемность увеличивается до 2000 кг.
Ручные и электрические тали устанавливаются двумя способами:
- Неподвижно закрепляться посредине несущей балки (моста);
- Двигаться по мосту на специальных колесах.
Несущие опоры
Рассматриваемый тип крана – механизм, у которого несущая балка опирается на две вертикальные опоры, которые перемещаются по рельсам или по ровной площадке. Обе они могут иметь жесткое или шарнирное соединение с мостом. Иногда одна опора крепится жестко, а другая посредством шарнира.
Для изготовления опор применяются стальные трубы круглого и прямоугольного сечения, двутавры. Опоры иногда выполняются в виде фермы из уголков, труб и т.п.
Мосты
На легком козловом кране могут быть предусмотрены две схемы мостов. Обычно это однобалочный, трехгранного или прямоугольного сечения с монорельсом для грузовой тележки. Такая конструкция – наиболее распространена.
Двухбалочные мосты на легких кранах применяются реже и по исполнению сходны с балками кранов мостового типа.
Для легких козловых кранов используется металлопрокат:
- Двутавр;
- Трубы прямоугольного сечения;
- Трубы круглого сечения;
- Сварные фермы из уголка.
Тележки
Вес грузоподъемного механизма составляет до 10% массы поднимаемого груза.
Грузовые тележки для оснащения легких кранов устанавливают одного из двух типов:
- Монорельсовая со специальными опорными деталями;
- Двухрельсовая, укомплектованная монорельсовыми каретками.
Устройства для передвижения
Для легких кранов предназначены одноколесные или балансирные тележки, связанные посредством шарниров с основанием стоек.
Колеса бывают стальными, стальными с ребордами, полиамидными или с пневматическими шинами.
Параметры и технические характеристики этих грузоподъемных механизмов регламентирует ГОСТ 7352-75.